Современное состояние рынка судовых ЛКМ

Рынок судовых ЛКМ в последние два года проявляет признаки восстановления от экономического спада: объемы работ в судостроении, ремонте и техническом обслуживании стали медленно возвращаться к докризисным уровням.

По мнению St. Dickey, коммерческого директора Sherwin-Williams Protective and Marine Coatings, бизнес-подразделения компании Sherwin-Williams, экономический кризис значительно повлиял на сектор судоремонта и технического обслуживания. Сейчас он восстанавливается и в 2011-2012 гг. предполагается рост мирового рынка судовых ЛКМ. Прогнозируют, что объемы мирового строительства новых судов в 2011-2013 гг. еще будут сокращаться, но в 2014 г. они также восстановятся.

В 2006-08 гг. мировая судостроительная промышленность прошла через беспрецедентный подъем: судовладельцы получали хорошие результаты, и было заказано рекордное количество судов. Поскольку строительство, отделка и спуск на воду нового корабля после подписания контракта занимает несколько лет, судостроительный рынок продолжает расти, несмотря на мировой экономический кризис. В результате кризиса уменьшился спрос на ЛКМ для ремонта и технического обслуживания, так как вследствие высокой конкуренции и снижения грузовых тарифов судовладельцы вынуждены снижать затраты.

По словам P. Westcott, коммерческого директора International Paint Marine and Protective Coatings, общий рынок морских ЛКМ заметно снизился в 2010 г. Однако P. Westcott предполагает, что рынок ЛКМ для окраски новых судов сейчас достиг своего пика и начнет снижаться в последующие несколько лет. Но такой огромный парк судов требует невиданных ранее объемов технического обслуживания, поэтому потребность в ЛКМ для ремонта и технического обслуживания неизбежно возрастет в ближайшие годы и сможет несколько компенсировать снижение объемов судостроения.

Неустойчивость рынка
В то время как производители судовых ЛКМ оптимистичны в прогнозах относительно восстановления рынка, цены на сырье для производства лакокрасочной продукции продолжают негативно влиять на увеличение объемов их выпуска.

Руководитель подразделения противообрастающих ЛКМ компании Jotun Coatings T. Evensen отметил, что во второй половине 2010 г. года оптимизм производителей судовых ЛКМ резко снизился, так как в результате повышения цен на сырье существенно уменьшилась рентабельность в лакокрасочной промышленности. В 2010 г. в мире были заключены контракты на строительство более 2000 новых судов. В настоящее время рынок встревожен избытком производственных мощностей и прогнозы на 2011 г. хуже, чем были на 2009-2010 гг.

Беспорядки и нестабильность в странах Северной Африки и Ближнего Востока также существенно влияют на цену нефти и внутренний спрос в этих регионах. Кроме того, важную роль с точки зрения снижения рентабельности при производстве судовых ЛКМ, является тот факт, что основные участники рынка в 2001-2008 гг. увеличили производственные мощности и штат сотрудников. Это привело к образованию конкурентного с точки зрения цен рынка и таким образом ограничило рентабельность.

Без сомнения, огромной проблемой для мирового рынка судовых ЛКМ является рост стоимости сырья. Цены на основные виды сырья, используемого в производстве ЛКМ для окраски балластных цистерн и систем для верхних покрытий, в частности эпоксидные смолы, диоксид титана, растворители, медь и другие металлы, подверглись инфляции.

Прогнозируют их дальнейшее повышение в течение 2011-2012 гг. Также цены на медь достигли наивысшего значения, почти удвоившись в течение прошлого года, а это оказывает влияние на стоимость противообрастающих ЛКМ. «В общем, на фоне устойчивого повышения цен на нефть, топливо и сырье  стоимость ЛКМ будет продолжать повышаться», продолжил Dickey.

Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует на мировом рынке судовых ЛКМ

Несмотря на затруднения, связанные с повышением цен на сырье, производители судовых ЛКМ рассматривают Азиатско-Тихоокеанский регион как растущий сектор рынка. Экономика азиатских стран почти вернулась на докризисный уровень Этот регион и после экономического спада остается лидером по потреблению судовых ЛКМ. Сейчас он является самым крупным и активным регионом для производителей судовых ЛКМ. Рынок стран Азии растет в два или три раза быстрее других регионов, так как в Китае, Южной Корее и Японии сосредоточено 80 % мировых мощностей по строительству новых судов, а Китай лидирует по количеству сухих доков.

Высокими темпами развивается также Бразилия благодаря повышению активности в нефтехимическом и горнодобывающем секторах. Повышение темпов роста экономики в Бразилии, Индии, Китае и Южной Корее является основной тенденцией рынка судовых ЛКМ. Основные регионы, потребляющие эти материалы – Китай, Южная Корея и Япония, потому что в этих странах строят большое количество новых судов и расположено много сухих доков. Кроме того, благодаря своему стратегическому расположению важную роль на рынке судовых ЛКМ играют Сингапур, Нидерланды, ОАЭ, страны Суэцкого канала.

Полную версию материала читайте в журнале "Лакокрасочная промышленность" №7, 2011